Про радиосвязь
Реальность такова, братья и сестры, что мы дожили до момента, когда у каждого второго есть свой бас, и на сплав за 2 тыс километров 10 человек приезжают на 4 автобусах. В этой связи, как вы догадались, встает вопрос оперативной связи между экипажами.
Я сейчас не скажу тут ничего нового, просто некоторые мысли относительно радиосвязи при путешествии на автомобиле.
Начнем с очевидного. Если ехать более чем одной машиной в колонне — радиосвязь нужна ) Есть, конечно, люди которые данный факт отрицают и используют для этого сотовый телефон. Такой вариант мы рассматривать не будем, а его сторонников сразу отнесем к полубезумным к маргиналам )) Ведь нам не хочется на решение банального вопроса о том где заправиться истратить в роуминге хренову кучу денег, к тому же в ряде мест, даже в цивилизованных странах, сотовой связи просто нет.
Первое время я пользовался чем было — мидландоской мыльницей G225 с мощностью передатчика что-то около 1 ватта. Самый прикол в том, что такое решение покрывает большинство потребностей связи в зоне прямой видимости. Минусов не так много — главный — в этом куске пластмассы батареи при интенсивном радиобмене садятся за несколько часов, в штатном аккуме еще быстрее, а подключить ее к бортовой сети можно только вонзив в зарядный стакан, подключенный через инвертор.
Потом я себе поставил СБшную рацию мощностью в 10ватт. Сейчас у меня стоит MegaJet500. Рация как рация, из плюсов маленькая, из минусов — плохо читаемый дисплей, странный писк в унисон с частотой оборотов двигла и не очень логичные органы управления. Некоторые говорят что рация говно, но меня устраивает, поскольку включаю я ее в последнее время исключительно для того чтобы cлушать 15 канал и троллить дальнобойщиков в пробке на подлете к Маськве ;). Попытки же использовать CB для связи с другой машиной очень быстро привели к выводу что делать этого не надо никогда. Плюс в таком решении только один. При правильно отстроенной антенне можно уверенно общаться на расстоянии порядка 10км в условиях открытой местности, причем совершенно легально, то есть не нарушая никаких законов нашей и других стран. На этом все хорошее заканчивается. Плохого же дохрена. Во-первых, антенну надо настроить, используя КСВметр, и прикручивать ее не абы куда, а в строго отведенные места. Если антенну не настроить — связи не будет вообще. Во-вторых, проблемой является сама антенна длинной в два метра, которая все время норовит оторваться о деревья и низкие перекрытия и мешает грузить вещи на крышу. В конце концов в крайней поездке ее снесли нахрен лодкой, сорвавшейся с багажника. Кроме того, длинная антенна видимо возбуждает всяких пидарасов, потому что один раз у меня ее сперли с машины прямо во дворе, отвинтив крепление и обрезав провод. Но весь этот секс с антенной бы терпим, если бы не так сказать гвоздь программы — помехозащищенность связи на частоте 27Mhz. Это воистину леденящий душу пиздец. Никаких других слов, чтобы охарактеризовать данное явление, подобрать нельзя. Когда работаешь на CB сразу создается впечатление что вся планета от полюсов до экватора захвачена таксистами. Они есть везде, во всех каналах и во всех сетках с какой-то чумовой мощностью сигнала, с другого конца континента перекрывающей абонента, едущего в 100м впереди. В центральной Швеции, в 400км от Стокгольма в эфире были арабы или турки. В России таксисты с далеких югов засирают эфир под Выборгом. В крупных же городах техногенные помехи делают невозможным любой радиобмен в принципе. При езде по трассе даже вдали от городов рабочий канал приходится менять постоянно и даже при полностью выкрученном шумоподавителе постоянно слышать потусторонние голоса на неведомых языках, ростовских таксистов и просто свист и треск. В общем это не связь.
В итоге стало очевидным что работать надо на УКВ. В данный момент у меня портативка yaesu FT277R 0.5-5ВТ UHF диапазона с выносной тангентой. Диапазон UHF (410-470Mhz) я выбрал потому что он совместим со всеми LPD и PMR мыльницами, а на двухдиапазонку (VHF и UHF) задавила жаба. Портативку же потому, что поскольку выходить в эфир в UHF диапазоне на 5 ватах незаконно, рацию можно быстро выключить или заныкать в случае чего, ну и еще часто приходится ездить за границей на прокатной тачке, а рацию использовать ту же. Качество связи отличное — техногенных помех практически нет, если врубить DSC без проблем можно говорить даже в загруженном эфире в городе. Батареи хватает при интенсивном обмене на день. Рация подключается к сети 12в напрямую или через зарядный стакан и инвертор, при этом рация в стакане, а говорить можно через выносную тангенту. Все отлично, но на 5 ваттах с короткой портативной антенной мы имеем дальность связи в условиях загородной трассы изнутри автомобиля километра 2 максимум. В принципе, 95% радиобмена в колонне происходит в условиях прямой видимости, но оставшиеся 5 бывают критичны. Поскольку дело не в мощности передатчика, а в ущербной портативной антенне, проблему с дальностью связи решит антенна выносная. Для UHF диапазона она короткая и не требует секса с отстройкой. Я уже было хотел ее прикупить, но теперь думаю, что выносная антенна делает портативку бессысленной, и надо купить автомобильную УКВ станцию =)) Такая вот эволюция получилась. Впрочем, пока я еще в раздумьях, стоит ли связь на 10км при езде только на своей машине покупки отдельной рации, разбора панели, протяжки пары лишних проводов, еще одного куска проволоки на крыше и возможных проблем с властями причем не только у нас в стране.
Короче, Склифасовский, какие же выводы? CВ однозначно следует оставить дальнобоям ) Для связи друг с другом только УКВ.
UHF или VHF я думаю пох, у нас как-то у всех сейчас прижился UHF (400Mhz). Портативку или автомобильную рацию ставить — я не знаю, хорошие стоят они примерно одинаково (не считая китайского кенвуда и мыльниц), а плюсы и минусы изложены выше. Про вендоров я ничего не буду советовать, лично себе брал и буду брать только Yaesu/Vertex. В общем, оставайтесь на связи и до встреч в эфире ))
И.Ю.
avn68
21.10.2013 (12:30)
Вань, яшка (рулит, конечно) пятиваттная связывает километра на 3-4 в лесу. Но на частотах 160-170. Так что 10 ватт в общем-то никчему. У меня 7-ка (VX7R) двухдиапазонная — специально брал, чтобы вязать нормальную частоту с моторолловскими яйцами. Прелесть в водозащищенности. Вторая — 6-ка. Водозащищенность та же, но однодиапазонная.
А для больших расстояний гораздо актуальней высота расположения антенны, чем мощща.
VanyaYu
21.10.2013 (13:01)
Да я про то же. C внешней антенной с 5 ватт я думаю легко можно будет получить связь на 7-10км. Но если ставить внешнюю антенну, то какой смысл в портативке в машине? Только экономия. Все остальное проигрывает автомобильной рации, потому что провод идущий от станции на крышу перестает делать ее портативной, а делает хреновой стационарной.
misha_kr
21.10.2013 (16:21)
Андрюх хочу поправить VX7R 50-54 / 140-174 / 420-470
Трех диапазонная, у меня тка же:)
dimon
21.10.2013 (17:23)
мои 5 копеек: при движении в колонне важнее привычка желание и умение. Например : даже если ты дашь Паше Ермакову рацию с дальностью приема 30 км он все равно потеряеться или отстанет. В то же время с Гротовым мы неоднократно проезжали по 30000км общаясь только поворотниками. Это я к чему: портативная укв вполне достаточна причем на 0.5 ват.
VanyaYu
21.10.2013 (20:25)
>30000км
Нихуясе o_0
dimon
21.10.2013 (23:27)
ошибочка, конечна 3000
avn68
22.10.2013 (11:06)
Мишка, у меня 7-ка разлоченная. Есть любые диапазоны за исключением СиБишного.
Вань, так мобильная останется мобильной. Антенну открутил и на сплав. Но внешняя антенна нахрен не нужна. Обычные моторолловские яйца для группы автобусов в самый раз. Они в чистом поле по прямой тоже неплохо пробивают.
А для потерявшегося Паши — мобила…