Наше Путешествие на Кольский

Данный отчет рожден в результате острой ломки по закончившемуся Путешествию, активно поддерживаемой осознаем малых перспектив еще одного Сплава в этом году

Летом, в июле 2020 года в планах у клуба ДККаяк снова стояла Норвегия. В 2019-м, в связи с ветеранскими играми в итальянской Иврее, сплава почти не было. Поэтому народ настраивался заранее, обсуждали между собой даты отпуска, планировали графики, согласовывали.

Так как этот сплавной выезд должен был стать для меня первым полноценным выездом не в качестве фотографа и пеше-вело-туриста, я кроме прочего закупала экипировку, полгода ловя различные скидки в иностранных интернет-аутлетах. Смешно получилось с покупкой сплавного весла. Изучив вопрос на просторах сети интернет, выбрала несколько моделей «неубиваемого» бренда Werner, обратилась с Пану Тренеру с просьбой помочь окончательно определиться. Ответ Димона был примерно следующий: «Кать, не заморачивайся насчет вернера, у новичков весла обычно теряются, а не ломаются». В связи с чем, было решено не заморачиваться вернером, и приобрести что попроще (кстати тоже отличное весло!), которое успешно было СЛОМАНО мной в заключительный день сплава. Вот вам и «не ломаются обычно весла у новичков…» :)

И так, планы составлены, и тут наступает 2020-ый год и COVID. Пройдены ужасные месяцы неопределенности, самоизоляции, потихоньку отпускает и Димон объявляет выезд на Кольский вместо Норвегии. Правда, всего на неделю, так как на две недели не набирается должного количества желающих, да и ходили мнения (они оказались неправдой), что 2 недели там делать нечего. А мы и этому рады, с удовольствием собираемся, решаем вопрос, брать ли ребенка (взяли и не пожалели), и едем!

1 день – дорога.

Практически до Питера едем по автобану в режиме «не пирожков — не туалетов», далее сворачиваем на трассу Кола, вся в хорошем состоянии, одноколейка, местами идет ремонт дорожного полотна. Машин и фур не много, обгонять можно. Ближе к вечеру узнаем, что у второго автобуса нашей группы сломалась по дороге помпа. Это обстоятельство привело к некоторой корректировке намеченного маршрута. Димон решает не торопиться, останавливаемся на ночевку на съезде около трассы, бросаем палатки. Quechua «Куча» – ставится 2 секунды! Мерзко, идет мелкий дождь и не жарко.

2 день – дорога, лагерь.

Во второй половине дня приезжаем в Кандалакшу. Нужно сделать отступление, что Ковидло (так почему-то заразу все стали называть в этом путешествии), внес корректировки в планы многих, и на Кольский, помимо ежегодных выездов клуба 3С, рванули так же группы Сергуни, Вани с Валентинычем, Паши с семейством. То и дело то мы, то нас обгоняли басы с цветными лодками, радостно сигналя. В общем, вряд ли Кольский часто получал столько каякеров  в гости за один раз.

Ищем магаз, паркуемся у Пятерочки в центре города, закупаемся. Себе продукты, детЯм – мороженое. Не смотря на окружающие природные красоты, собственно Белое море, на котором стоит город, Кандалакша в центре представляет из себя Пятерку, заправку, Дикси, смешные цены и еще пару магазов. С другой стороны — гаражи, с третьей — железная дорога. В общем, не погуляешь.

Закупившись, выезжаем в сторону р. Колвица, где нас уже ждет Ден с семьей на своей машине, на финише участка. Приехав, понимаем, что стоять там решительно негде, осматриваем финишный порог («Черный»), который завтра возможно предстоит проехать. Выглядит внушительно, жрут комары. Димон принимает решение искать другую стоянку, едем на старт, где наш ждет второй бас (который сломанный), а в нем еще 5 атлетов с детьми. На старте Колвицы оказался еще Паша, а вот места для стоянки третьего автобуса там так же не нашлось. Мы с Катей вспоминаем, что по дороге видели несколько съездов в лес и все решают попробовать поискать стоянку там. Идея оказалось очень удачной, съехав на грунтовку, ведущую к какой-то базе отдыха, мы приехали на берег озера Макры-Ламбина на отличную огромную поляну, окруженную небольшими соснами с мягкой подстилкой из мха-ягеля. На этой стоянке мы провели три дня.

3 день – Колвица.

Стартуем у автомобильного моста (67.080828, 33.179858). В этом году в сплаве участвовала большая группа в 12 человек, среди которых как опытнейшие каякеры клуба ДККаяк во главе с Димоном, так и совсем новички, для которых это был первый сплав (Мста не в счет!) – я и Дима М.

Про Колвицу, как и про прочие кольские речки, очень много описаний в интернете, речка короткая, с не длинными плесами, соединенными шиверами и двумя порогами – Белый в середине и Черный на финише. Шивер насчитала три из относительно крупных. Порог Белый (два слива, затем поворот с прижимом и бочкой) без проблем прошли не все. Я прохожу нормально, в след за Димоном, полный восторг! Атлеты Дмитрии М. и Б. киляются в бочке, с непривычки разбираются на 3 части, но коллеги всё оперативно ловят. Остальные опытнейшие каякеры клуба ДККаяк проходят без каких-либо видимых усилий.

Доезжаем до Черного, выходим посмотреть. День назад Колвицу прошли Ваня с Валентинычем, часть их группы ехала левую протоку водопада, кроме того, все находятся под впечатлением от увиденного вчера видео уборки рафта в правой протоке, которое успел заснять Ден. Поэтому, принимается решение ехать протоку слева, а нас с Димой М. Димон отправляет в пеший тур, чему надо сказать, я несколько была расстроена.

Прохождение Черного поделили на две части – сначала проход прямого участка с валами и бочками, затем осмотр водопада и его прохождение. Прямой участок, видимо, оказался коварный, не обошлось без килей и отстрела, но все закончилось быстро и без потерь. Шурик случайно приезжает не на тот остров, происходит спасательная операция с участием Димона и морковок по перетягиванию Шурика и лодки на нужный.

В завершение коллеги проходят левую протоку вообще без проблем, а мы садимся ниже порога и по шивере съезжаем на финиш у впадения Колвицы в Белое море (67.083646, 32.996685). На этом сплавной день закончен, довольные возвращаемся в лагерь, где выполняем стандартную вечернюю программу ДККаяк во все дни поездки (обед-ужин, беседа, купание, чай и «чай», сон).

4 день – Тунтсайоки (Тумча).

Так как по дороге на Кольский у второго баса нашей группы («Алтунбас») сломалась помпа, мы оказались привязаны к локациям вокруг Кандалакши. Новая помпа была заказана, но ее прибытие в город ожидалось только к вечеру. Поэтому, сплавляться мы могли только где-то недалеко. Димон поговорил с Сергуней, который обратил внимание, что позавчера видел воду в р. Нива, что в самой Кандалакше. Про Ниву нам было практически ничего не известно кроме того, что там вода бывает очень редко, так как регулируется ГЭС, но когда бывает, там «бигвольюм» и «офигенно». Решено, едем на Ниву. Но, воды в Ниве не оказывается, торчат камни с тонкими струйками между, «бигвольюм» не видать от слова вообще. Димон грустит, что стормозили и надо было ехать эту речку вчера, а Колвицу уже сегодня, но что уж теперь.

Едем дальше, так как тот же Сергуня говорил, что возможно есть вода в р. Рябина, о которой нашему клубу известно еще меньше, чем о Ниве. Конечно же, воды в Рябине аналогично не оказывается. Все понимают, что оказались мы уже очень далеко от Кандалакши, время приближается к вечеру, но г. Алакуртти уже совсем недалеко, а там Тунтсайоки, где точно есть вода!

Поэтому, оперативно приезжаем на старт Тунтсайоки (66.951092, 30.394577), застаем там быстро уехавшую группу Сергуни, переодеваемся и садимся в лодки.

Участок Тунтсайоки, что мы шли, короткий, состоит из 2-х порогов (в начале и в середине) и двух мелких шивер. Первый порог, на первый взгляд, не представлял сложности, так как состоял из одного слива с бочкой, затем еще несколько небольших бочек и валов. Несмотря на это, я в нем залегла в первой же бочке у слива, и не осилив прямой винт, вылезла, при этом поймав весло, а мою лодку молниеносно спас Димон, поэтому это происшествие нас не задержало. Садясь в лодку уже за порогом, обнаружила, что обидно сегодня мне не будет, так как атлеты Дмитрии М. и Б. так же преодолевают препятствие в трех частях. Остальные опытнейшие каякеры клуба ДККаяк снова проходят без каких-либо видимых усилий.

Второй порог выглядит более внушительно, мощный слив с большими бочками и валами посередине, проезжаю с Димоном аккуратненько слева у берега, остальные более опытные коллеги проезжают по основной струе в центре.

Финиш, встречаем бас 3С с готовым супчиком, немного по-доброму завидуем, переодеваемся, едем в Кандалакшу за помпой, далее в лагерь на вечернюю программу, в которую внесла разнообразие починка баса (успешная).

5 день  — Тунтсайоки (Тумча).

Так как «Алтунбас» починили прошлым вечером, с учетом расстояния более 150 км до стоянки на Кутсе, которую изначально планировали идти следующей, Димон прошлым вечером объявил, что пойдем Колвицу повторно. Другим ближним вариантом была только Умба, но она все равно была не близко и в другую сторону, по словам опытных коллег, не представляла из себя «ничего». Утром, явно хорошо подумав над логистической составляющей, Димон объявляет, что дабл ран состоится на Тунтсайоки. Ну что же, не так плохо, у меня будет шанс отомстить порогу, в котором я полегла.

Собираем лагерь, собираемся, едем на старт. Первый порог все решают попробовать пройти немного по другой траектории ближе к центру, идем с Димоном первыми, попадаем немного не туда, но спокойно проезжаем между двух плит. Прочие члены коллектива проходят нормально, Дима М. киляется, но встает!

Второй порог почти все решают пройти по-взрослому, через мощный слив в центре. Стартую за Димоном, слив прохожу, но не успеваю сделать мощные гребки слева, так как после слива нужно было сместиться вправо, чтобы не попасть в самую срань, попадаю в самую срань… бочка меня ощутимо варит, пинает и толкает в разные стороны, встать несколько раз не получается, отстреливаюсь, срань топит еще разок, но потом отпускает. Димон меня вылавливает и отвозит к берегу, отливаю лодку, сажусь, но никого не задерживаю, так как большая группа продолжает по одному проходить порог, но больше без происшествий.

Финиш, обедаем вкусным Катиным супом, переодеваемся, немного медитируем и выдвигаемся в сторону Кутсайоки. К нам присоединяется живая легенда каякинга и гребного слалома Михаил Селезнев, отчего сплав по Кутсе становится еще интереснее.

Последние 25 км дороги до стоянки у Кутсы представляют из себя грунтовку с перепадами высот, местами разбитую, но проходимую автобусом. На финише, в полузаброшенной деревне Вуоаярви, вся стоянка занята автобусами каякеров, представлены все поколения сплавщиков РФ!

Нам приткнуться практически негде, да и вокруг машин бродят 4-ре огромных пёселя размером с пони (местная порода волкодава, смешанного с хаски), что угрожает благополучию собаки Ромашкиных Ролика, хотя он очень хочет дружить. Вспоминаем, что дорога до деревни шла мимо реки, и у моста было неплохое место для стоянки, переезжаем туда и разбиваем лагерь. Позже выяснилось, что место было выбрано очень удачно, комаров там было значительно меньше, а детям было, где искупаться. Впрочем, пёсели в количестве трёх штук до нас все же дошли, во главе с великолепной белой сукой с голубыми глазами (одна из красивейших собак, что я видела!). И с Роликом они нормально подружились.

6 день  — Красненькая, Кутсайоки.

Забрасываемся на старт на Камазе-вахтовке, вчера вечером нам очень удачно удалось перехватить водителя Николая в деревне Вуоаярви, и он согласился перед своей вахтой нас забросить, иначе нам светил бы день интересного ничего. На старте адово жрут комарики. Поэтому не тормозим, быстро садимся в лодки и стартуем.

Про Красненькую и Кутсу куча описаний и статей в интернете, видео и так далее, поэтому остановлюсь лишь на некоторых моментах. Красненькая понравилась всем членам группы однозначно больше куска Кутсы, в связи с тем, что большая часть порогов именно на ней, при этом прогонные участки не длинные. Чего не сказать о Кутсе с ее утомляющим обносом водопада Маманя и гадкой греблей на 1,5 часа после. Из порогов особо запомнились Короткий Каньонный, у которого мы посмотрели только первый слив, что привело к отжигам, зато было неожиданно и весело. Я его проехала нормально, к своей радости. А затем был не сложный S образный порог, в котором я немного не справилась с управлением, залегла и попортила маникюр) Еще палец стал как колбаска, и чуть не продолбалось весло, но все закончилось хорошо благодаря друзьям!

Порог Щечки так же запомнился, узкий такой, красивый. Затем все пороги до Сомнительного проезжали нормально, Кавказский мы с Димой М. обносили, задолбались. Еще тогда сделала очевидный вывод, что ехать лучше, чем нести, нужно больше тренироваться! Порог Сомнительный опытнейшие каякеры клуба ДККаяк долго смотрели, нам с Димой М. Димоном было рекомендовано занести, я не расстроилась, так как были сомнения в своих возможностях).

Прохождение Сомнительного без отжигов не прошло, Димон попортил весло, а Дима Б. полег в бочке после слива, тоже сломал весло и отстрелился, в результате чего был побит в районе плеча и бицепса сранью. Следующие пороги, Муравей и БСТ прошли без просмотра, все справились. Водопад Оба-На долго и внимательно рассматривали только трое (Миша, Ден, Сергей Ал.), остальные заранее приняли решение, что будут обносить. В результате рассмотрения препятствия троица решила не идти, так как из-за малого количества воды водопад было опасно прыгать справа через сливы, а проход слева по треку мог привести неуправляемую лодку прямо в камни, за день до нас об эти камни сильно побилось два человека. Ничего, будет повод вернуться в другое время, чтобы воды было больше.

Следующим по плану был обнос Мамани, где носить задолбались не только мы с Димой М., но вообще все. Занесли, отдохнули, съели шоколадки, пофоткались, поехали дальше. Заключительный на маршруте порог Тесный все проходят нормально, дальше наша большая группа рассредоточивается по реке и по мере оставшихся сил продвигается к финишу. На финише куча рыбаков и жрут комары, мы уставшие, но довольные, ведь в этот вечер еще отмечаем День Рождения Кати!

Учитывая малый опыт некоторых членов нашей группы, ее большой размер, необходимость просматривать практически все препятствия, так как никто, включая Димона, на Кутсе не был, общее время сплава у нас составило порядка 6-ти часов.

Каньонный

Маманя

Оба-На

Сомнительный

7 день – Тованд

Утром собираем лагерь и переезжаем к озеру Тованд, чтобы там сплавиться по искусственной протоке с двумя порогами. Стоянку нашли не сразу, к ней долго ехать по грунтовой дороге и она прячется у озера за леском. Все голодные и злые, поэтому принято решение сначала пообедать, потом поехать сплавиться. Вариантов перенести сплав на завтра не было, так как был заключительный день. Обедаем, я, отойдя в кустики с рулоном бумаги, нахожу грибы. Ближе к 17-ти часам едем на сплав, впрочем, какая разница, ночи то белые.

Старт участка начинается у ж/д путей на озере Тованд, рядом с дачными домиками. Плыть по озеру недалеко, практически сразу слева начинается протока, которая быстро переходит в первый порог. Первый порог выглядит почтительно, чем-то напоминая Кавказский на Красненькой, но с большим количеством воды. В начале порога нужно пройти несколько техничных сливов с бочками, затем второй слив водопадного типа с бочкой. Димоном было рекомендовано нам с Димой М. занести препятствие, что мы и сделали не без труда, так как силы после Кутсы до конца не восстановились. Остальные члены группы прошли без происшествий и отжигов.

Второй порог попроще, заход через шиверу с камнями, далее проход слева, прыгнуть внушительный слив метра два в очень мягкое, как пуховая перина, улово внизу, и затем островом порог делится на две протоки, канализация с камнями слева и сливы с камнями валами и бочками по основной струе справа. Так как меня немного развернуло после прыжка слива, я отстала от Димона и не увидела, куда он уехал. Минуты затупы, приехала Катя, думаем, как идти. Мимо проезжает Дима Б. по камням слева, решаем, что в нашем случае это более подходящий вариант.

Выезжаю на каменистую горку за Катей, но меня раньше догоняет камень, чем я ее, спрыгнув с этого постамента, очень удачно запихиваю правую лопату весла в щель между камнями. Раздается хруст… очень хорошее было весло.

В связи со случившимся прибываю на финиш последней, далее тащим лодки за собой 1,5 км до лагеря. Вечером особенно хорошо заходит пиво.

****

Вот и всё на этом, короткое, но насыщенное Путешествие завершилось. На следующий день бас Димона с нами выезжал в сторону Москвы, члены Алтунбаса решили сплавиться повторно по Тованду (все было норм, по словам Сереги Алексеева в первой пороге вообще ничего нет, он два раза ложился и вставал, видимо, сказалась общая усталость). А Ден Корельский с семьей отправился кушать крабов в Териберку и смотреть Ледовитый Океан, проводила его с завистью.

Выводы:

— на Кольский нужно ехать на две недели, так как мы не проехали как минимум Войницу, Титовку, З.Лицу, Колу, Печу, Териберку в конце концов J

— репелленты от комаров лучше купить заранее, в Кандалакше был дефицит

— когда ты каякер, очень сложно совмещать это с фотографированием, фото вышло намного меньше, чем раньше

— как же хочется еще!

Нет ответов на "Наше Путешествие на Кольский"


    Оставить комментарий:

    Некоторые тэги HTML разрешены